Соцсети

Главная Проект "Ну, ты и кадр!" Ну, ты и кадр! Результаты тестирования

Результаты тестирования

13 мая состоялось повторное психологическое тестирование для воспитанников ЦССВ "Каховские ромашки". Цель тестирования – посмотреть, как изменились показатели компетенций, которые участники тренировали в рамках программных мероприятий проекта «Кинотренинг для подростков «Ну, ты и кадр!». И в целом понять, как изменился уровень социальной адаптации воспитанников с момента первичного тестирования в начале проекта.

Для оценки показателей были применены: опросник  социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, презентация и интервью с участниками проекта, сравнение результатов первого и второго тестирований. Данные методики считаются репрезентативными для измерения необходимых исследованию показателей социальной адаптации и рекомендуются многими профессионалами в сфере академического тестирования и измерения уровня социальной адаптации. При обработке и анализе результатов использовалась непараметрическая модель (T-критерий Вилкоксона (T-Wilcoxon)) для сравнения средних значений до и после воздействия. Были обнаружены значимые различия (p<0,05) между результатами испытуемых до и после проведения «Кинотренинга для подростков «Ну, ты и кадр!».

В результате обработки тестов были сделаны следующие выводы по шкалам социальной адаптации:

1. Проведение "Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» значимо приводит к увеличению показателей «Адаптивность». В то же время показатель «Дезадаптивность» после проведения Кинотренинга снижается, но значимым это снижение признать нельзя. Что говорит о значимости роли тренинга в процессе формирования адаптационных способностей участников, и позволяет предположить, что у них появляются новые адаптивные механизмы без нарушения существующей системы психической адаптации.

2. Показатели «Принятие себя» и «Непринятие себя» значимо увеличились после проведения Кинотренинга. Рост обоих показателей может показаться противоречивым, однако, на наш взгляд это хорошо отражает и саму природу самооценки и возрастные особенности испытуемых. Тем не менее, изменение данных показателей – это большое достижение, которое позволит запустить исцеляющую динамику и потенциал для роста адекватной позитивной самооценки и развития уверенности в себе у участников в будущем.

Однако, стоит отметить, что общий показатель «Самовосприятие» значимо не изменился. Возможно это связано с недостаточной длительностью кинотренинга; а также с тем, что группы было слишком многочисленны, для того, чтобы каждый подросток имел возможность безопасно "разместить" себя настоящего на мероприятиях. В связи с этим обстоятельством у участников сохранялся бдительный и критичный контроль за своими и чужими высказываниями и действиями на кинотренинге. В методическом пособии "Ну, ты и кадр!", о котором мы напишем здесь чуть позже, руководитель Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» Алена Генералова настоятельно рекомендует организовывать Киноклубы численностью от 5 до 15 человек. Количество и состав участников напрямую зависит от уровня развития подростков, их индивидуальных особенностей и компетенции кинотерапевта и соведущего.

3. После проведения Кинотренинга у испытуемых значимо увеличился показатель «Принятие других». Показатель «Неприятие других» также увеличился, но это увеличение, как и для общий показатель принятия, не достиг значимых величин. Возможно, мы можем говорить о некоторой значимой возрастающей критичности и осознанности участников по отношению к окружающим на фоне развития и растущей динамики таких компетенций как «Эмпатия» и «Толерантность».

4. Также наблюдалось значимое увеличение показателей эмоционального комфорта. «Эмоциональный дискомфорт» как и в целом интегральная «Эмоциональная комфортность» остались без изменений. Это может говорить о том, что участники Кинотренинга не всегда чувствовали себя комфортно в силу непривычности формата. Активная тренинговая часть программы тоже порой вызывала сопротивление участников. В целом мероприятия Проекта приносили моральное и эмоциональное удовлетворение и повышали уровень эмоционального интеллекта. Также можно предполагать, что проводимые воздействия в результате привели к снижению эмоционального напряжения участников.

5. Показатель «Внутренний контроль» также увеличился после воздействия. Его изменения не достигли значимого уровня, однако, опираясь на значимость критерия Вилкоксона (р=0,067) можно признать, что наблюдалась статистическая тенденция к увеличению внутреннего контроля, что является одним из важнейших показателей и значимым индикатором роста осознанности участников Кинотренинга.

Представление о я-концепции, сформулированное К. Роджерсом, предполагает присутствие в системе представлений о себе полярных суждений. Ситуация осознавания себя актуализирует эти суждения, в результате чего оценки собственного поведения поляризуются. Таким образом, можно говорить о том, что проводившееся воздействие способствует повышению осознанности в сфере отношения к себе и оценке своего поведения. Это и подкрепляется тем фактом, что в нашем исследовании мы наблюдаем тенденцию к росту показателя «Внутренний контроль», благодаря которому у участников образуется потенциал для развития способности к эффективному межличностному общению.

Корреляционный анализ результатов методики Дембо-Рубинштейн и опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал наличие связей между рядом шкал обеих методик до и после тренинга.

Анализ обнаруженных связей позволяет предположить следующее:

1. «Приятие других» до кинотренинга отрицательно связано прежде всего с оценкой собственного ума, способностей и авторитета среди сверстников. Однако, связь эта отрицательна. То есть, чем ниже оценка собственного ума, способностей, а также авторитета у сверстников, тем больше испытуемые склонны к приятию других. Впрочем, корреляционная связь не позволяет говорить о её направлении. Ровно так же будет верно и утверждение о том, что, чем выше оценка собственного ума, способностей и авторитета у сверстников, тем меньше испытуемые склонны к приятию других.

2. «Эмоциональная комфортность» после мероприятий кинотренинга положительно связана с «Умением многое делать своими руками» и «Уверенностью в себе». То есть, чем выше у испытуемых чувство собственной компетентности (в частности, в сфере мануальных навыков), тем выше ощущение эмоционального комфорта.

3. После кинотренинга оценка уверенности в себе вместе с оценкой собственного ума и способностей оказалась положительно связана с внутренним контролем. Рост внутреннего контроля, как можно судить по результатам методики К. Роджерса, является следствием осознавания себя, столкновения с собственной противоречивостью, возникающим в процессе кинотренинга. И также параллельно растёт оценка уверенности в себе, собственного ума и способностей.

Если обобщить полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что хотя ни один из интегральных показателей после проведения "Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» сильно не вырос, тем не менее, компоненты некоторых из них претерпели значимые изменения. Проведённое воздействие способствовало повышению уровня осознавания себя и актуальных межличностных взаимодействий. Это сопровождалось ростом уровня социальной адаптации и повышением ощущения эмоционального комфорта. Что и является качественной оценкой реализованных мероприятий данного проекта.

Мы  благодарим всех, кто принимал участие в организации Проекта и проведении тестирования, обработке и описании полученных результатов. Выражаем благодарность руководителю службы по Содействию семейному устройству ЦССВ «Каховские ромашки» Анне Черновой за организацию участников для проведения тестирования, координатора проекта "Ну, ты и кадр!". Дениса Кондратьева – за сбор и обработку первичных результатов, Илью Абросимова и Максима Осипова благодарим за доработку, консультации  и помощь в описании полученных результатов. Также выражаем благодарность всем воспитателям, социальным педагогам и психологам, принимавшим участие в проекте.


 
Авторизация