Соцсети

Главная Проект "Ну, ты и кадр!"

Проект "Ну, ты и кадр!"

Методическое пособие «Кинотренинг для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!»

Дорогие друзья, наконец-то тираж Методического пособия «Кинотренинг для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» у нас на руках, ура!

Методическое Пособие издано с учетом ошибок и трудностей, допущенных нами в пилотном проекте, релизами о которых мы с вами делились весь год. Структура Пособия «Кинотренинг для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» создана из расчета 10 встреч с воспитанниками ЦССВ от 12 - 18 лет, из которых первая презентативная, восемь довольно подробных конспектов кинотренингов с фильмами и заключительная встреча, где происходит обмен опытом, получение обратной связи от воспитанников по результатам и завершающая викторина с подарками. В приложениях Пособия вы можете найти календарный план, методические материалы, образец дневника кинотренинга (сам дневник кинотренинга выложен здесь ниже в материалах и его также можно скачать бесплатно). Это в принципе готовая программа, с которой можно работать, но еще раз подчеркиваю, наши клиенты, молоды воспитанники ЦССВ в большинстве своем имеют ранний опыт травматизации и негативных отношений, поэтому вести кинотренинг может только человек имеющий соответственный задачам профессиональный или клинический опыт И психологическое или медицинское образование. Сейчас мы думаем, чтобы организовать обучающий курс по методу кинотерапии, но пока это только планы. А сейчас Пособие у нас на руках и предназначено оно для руководителей детских сиротских учреждений, наставников, психологов, работающие с детьми сиротами и оставшимися без попечения родителей, кинотерапевтов и социальных работников Центров содействия семейному воспитанию. Данное методическое пособие позволит Вам при определенной подготовке организовать Киноклуб для воспитанников с целью повышения их уровня социальной адаптации,   повысит их эмоциональный интеллект, улучшит навыки межличностного взаимодействия, разовьет способность мужественно выдерживать напряжение и трудности в их самостоятельной жизни, расширит спектр здоровых поведенческих моделей, даст им большую уверенность в себе и способность интегрироваться в социум после выхода их детских сиротских учреждений, выстраивая свою жизнь более активно, ответственно и успешно. Распространяется оно бесплатно. Просто напишите нам на почту Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. кто вы, какой у вас ЦССВ и мы договоримся как передать вам пособие.

Будем признательны, если расскажете о пособии, заинтересованным лицам и организациям.

Благодарим еще раз всех участников проекта и отдельно хочется поблагодарить за помощь в выпуске Пособия главного методиста - Панфилову М.А., прекрасного художника, дизайнера Юрия Уманец, благодарю за то, как выглядит методичка, спасибо издательству Ридеро и конечно же Фонд президентских грантов - за финансирование и поддержку проекта!

С уважением, команда проекта «Кинотренинг для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!».

 

Благодарности

Кинотренинг для подростков ДСУ "Ну, ты и кадр!", в котором применялся метод кинотерапии, разработанный в АНО "Кинотерапия" можно считать состоявшимся. Официально проект закрыт. Ждем только из типографии методическое пособие.  Несмотря на тренинговый формат, по сути проект является групповой терапевтической формой работы. По словам руководителя службы по Содействию семейному устройству Анны Черновой, "данный вид работы является достаточно безопасным и доступным для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при грамотной организации рабочего процесса". Этот процесс помогали выстраивать и обеспечивать прекрасные люди, которых хочется поблагодарить:

Прежде всего благодарим руководителя ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки», Гуськова Константина Андреевича за открытость, доброжелательность и поддержку проекта Кинотренинг для подростков ДСУ "Ну, ты и кадр!",

Анну Чернову, руководителя службы по Содействию семейному устройству – за сверхэнергию, которая часто требовалась при организации мероприятий; всех воспитателей и психологов Центра – за помощь и работу в рамках проекта, и конечно, самих воспитанников, наших ребят из Киноклуба, за честность обратной связи, активность, доброту и участие.

Выражаем благодарность психологам, тренерам проекта "Кинотренинг для подростков ДСУ "Ну, ты и кадр!": Орловой Оксане, Рагозиной Елене, Пасечник Инне и Сковычевой Ольге за созданные и проведенные тренинги личностного роста, обогатившие Проект и метод кинотерапии; и за то, что каждый из вас прошел часть этого пути вместе со мной, через кавалькаду эмоций, рекомендаций, ошибок и естественно возникающих трудностей, но искренне желающих сделать проект успешным, качественным и работающим на развитие навыков социальной адаптации детей-подростков из детских сиротских учреждений. Без вас этот проект был бы совсем другим, а возможно, и не состоялся бы.

Мы рады знакомству и благодарны Ассоциации "Юристы за гражданское общество" в лице Юлии Шустовой, которые взяли на себя бухгалтерское сопровождение проекта.

Спасибо Александру Милашину за юридические консультации, оперативную реакцию на трудности, возникающие при подготовке, оформлении или сопровождении договоров с участниками и партнерами Проекта.

Алине Филипповой большое спасибо за информационную и дизайнерскую поддержку проекта "Кинотренинг для подростков ДСУ "Ну, ты и кадр!"

Отдельно благодарим Кондратьева Дениса за блестящее техническое сопровождение проекта и организационную поддержку в течение всего проекта.

А также выражаю искреннюю признательность главному методисту проекта Панфиловой Марине Александровне за методическую поддержку и экспертную оценку проекта "Кинотренинг для подростков ДСУ "Ну, ты и кадр!".

Проект смог осуществиться благодаря Фонд-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества, который поддержал инициативу АНО "Кинотерапия", таким образом дав нам «путевку в жизнь». В связи с чем, выражаем особую благодарность всем причастным к созданию Фонда президентских грантов, руководителю Игорю Чукалину, экспертам Фонда, нашему куратору Наталье Курбатовой, финансовому консультанту Ольге Михайловне Огневой.


С уважением, Алена Генералова

Руководитель проекта «Кинотренинг для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!»,

Кинотерапевт, клинический психолог, режиссер.

 

Результаты тестирования

13 мая состоялось повторное психологическое тестирование для воспитанников ЦССВ "Каховские ромашки". Цель тестирования – посмотреть, как изменились показатели компетенций, которые участники тренировали в рамках программных мероприятий проекта «Кинотренинг для подростков «Ну, ты и кадр!». И в целом понять, как изменился уровень социальной адаптации воспитанников с момента первичного тестирования в начале проекта.

Для оценки показателей были применены: опросник  социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, презентация и интервью с участниками проекта, сравнение результатов первого и второго тестирований. Данные методики считаются репрезентативными для измерения необходимых исследованию показателей социальной адаптации и рекомендуются многими профессионалами в сфере академического тестирования и измерения уровня социальной адаптации. При обработке и анализе результатов использовалась непараметрическая модель (T-критерий Вилкоксона (T-Wilcoxon)) для сравнения средних значений до и после воздействия. Были обнаружены значимые различия (p<0,05) между результатами испытуемых до и после проведения «Кинотренинга для подростков «Ну, ты и кадр!».

В результате обработки тестов были сделаны следующие выводы по шкалам социальной адаптации:

1. Проведение "Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» значимо приводит к увеличению показателей «Адаптивность». В то же время показатель «Дезадаптивность» после проведения Кинотренинга снижается, но значимым это снижение признать нельзя. Что говорит о значимости роли тренинга в процессе формирования адаптационных способностей участников, и позволяет предположить, что у них появляются новые адаптивные механизмы без нарушения существующей системы психической адаптации.

2. Показатели «Принятие себя» и «Непринятие себя» значимо увеличились после проведения Кинотренинга. Рост обоих показателей может показаться противоречивым, однако, на наш взгляд это хорошо отражает и саму природу самооценки и возрастные особенности испытуемых. Тем не менее, изменение данных показателей – это большое достижение, которое позволит запустить исцеляющую динамику и потенциал для роста адекватной позитивной самооценки и развития уверенности в себе у участников в будущем.

Однако, стоит отметить, что общий показатель «Самовосприятие» значимо не изменился. Возможно это связано с недостаточной длительностью кинотренинга; а также с тем, что группы было слишком многочисленны, для того, чтобы каждый подросток имел возможность безопасно "разместить" себя настоящего на мероприятиях. В связи с этим обстоятельством у участников сохранялся бдительный и критичный контроль за своими и чужими высказываниями и действиями на кинотренинге. В методическом пособии "Ну, ты и кадр!", о котором мы напишем здесь чуть позже, руководитель Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» Алена Генералова настоятельно рекомендует организовывать Киноклубы численностью от 5 до 15 человек. Количество и состав участников напрямую зависит от уровня развития подростков, их индивидуальных особенностей и компетенции кинотерапевта и соведущего.

3. После проведения Кинотренинга у испытуемых значимо увеличился показатель «Принятие других». Показатель «Неприятие других» также увеличился, но это увеличение, как и для общий показатель принятия, не достиг значимых величин. Возможно, мы можем говорить о некоторой значимой возрастающей критичности и осознанности участников по отношению к окружающим на фоне развития и растущей динамики таких компетенций как «Эмпатия» и «Толерантность».

4. Также наблюдалось значимое увеличение показателей эмоционального комфорта. «Эмоциональный дискомфорт» как и в целом интегральная «Эмоциональная комфортность» остались без изменений. Это может говорить о том, что участники Кинотренинга не всегда чувствовали себя комфортно в силу непривычности формата. Активная тренинговая часть программы тоже порой вызывала сопротивление участников. В целом мероприятия Проекта приносили моральное и эмоциональное удовлетворение и повышали уровень эмоционального интеллекта. Также можно предполагать, что проводимые воздействия в результате привели к снижению эмоционального напряжения участников.

5. Показатель «Внутренний контроль» также увеличился после воздействия. Его изменения не достигли значимого уровня, однако, опираясь на значимость критерия Вилкоксона (р=0,067) можно признать, что наблюдалась статистическая тенденция к увеличению внутреннего контроля, что является одним из важнейших показателей и значимым индикатором роста осознанности участников Кинотренинга.

Представление о я-концепции, сформулированное К. Роджерсом, предполагает присутствие в системе представлений о себе полярных суждений. Ситуация осознавания себя актуализирует эти суждения, в результате чего оценки собственного поведения поляризуются. Таким образом, можно говорить о том, что проводившееся воздействие способствует повышению осознанности в сфере отношения к себе и оценке своего поведения. Это и подкрепляется тем фактом, что в нашем исследовании мы наблюдаем тенденцию к росту показателя «Внутренний контроль», благодаря которому у участников образуется потенциал для развития способности к эффективному межличностному общению.

Корреляционный анализ результатов методики Дембо-Рубинштейн и опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал наличие связей между рядом шкал обеих методик до и после тренинга.

Анализ обнаруженных связей позволяет предположить следующее:

1. «Приятие других» до кинотренинга отрицательно связано прежде всего с оценкой собственного ума, способностей и авторитета среди сверстников. Однако, связь эта отрицательна. То есть, чем ниже оценка собственного ума, способностей, а также авторитета у сверстников, тем больше испытуемые склонны к приятию других. Впрочем, корреляционная связь не позволяет говорить о её направлении. Ровно так же будет верно и утверждение о том, что, чем выше оценка собственного ума, способностей и авторитета у сверстников, тем меньше испытуемые склонны к приятию других.

2. «Эмоциональная комфортность» после мероприятий кинотренинга положительно связана с «Умением многое делать своими руками» и «Уверенностью в себе». То есть, чем выше у испытуемых чувство собственной компетентности (в частности, в сфере мануальных навыков), тем выше ощущение эмоционального комфорта.

3. После кинотренинга оценка уверенности в себе вместе с оценкой собственного ума и способностей оказалась положительно связана с внутренним контролем. Рост внутреннего контроля, как можно судить по результатам методики К. Роджерса, является следствием осознавания себя, столкновения с собственной противоречивостью, возникающим в процессе кинотренинга. И также параллельно растёт оценка уверенности в себе, собственного ума и способностей.

Если обобщить полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что хотя ни один из интегральных показателей после проведения "Кинотренинга для подростков ДСУ «Ну, ты и кадр!» сильно не вырос, тем не менее, компоненты некоторых из них претерпели значимые изменения. Проведённое воздействие способствовало повышению уровня осознавания себя и актуальных межличностных взаимодействий. Это сопровождалось ростом уровня социальной адаптации и повышением ощущения эмоционального комфорта. Что и является качественной оценкой реализованных мероприятий данного проекта.

Мы  благодарим всех, кто принимал участие в организации Проекта и проведении тестирования, обработке и описании полученных результатов. Выражаем благодарность руководителю службы по Содействию семейному устройству ЦССВ «Каховские ромашки» Анне Черновой за организацию участников для проведения тестирования, координатора проекта "Ну, ты и кадр!". Дениса Кондратьева – за сбор и обработку первичных результатов, Илью Абросимова и Максима Осипова благодарим за доработку, консультации  и помощь в описании полученных результатов. Также выражаем благодарность всем воспитателям, социальным педагогам и психологам, принимавшим участие в проекте.


 

Дневник кинотренинга

Скачать

 

Кинотренинг "Эффективное межличностное общение"

Конфликты и эффективное межличностное общение


29 апреля в ЦССВ «Каховские ромашки» прошел заключительный кинотерапевтический сеанс с ребятами от 12-ти до 18-лет. Темой было выбрано эффективное межличностное общение. Цель встречи заключалась в создании условий для формирования у участников группы навыка ведения эффективной межличностной коммуникации.

Тренинг начался с традиционного упражнения, после которого ребята посмотрели мультфильм "Мост" режиссера Тинг Чиан Тэй, а после перешли к обсуждению.  В центре внимания была тема конфликта. Стоит ли его избегать, если часто он становится разрушительным? Если рассматривать конфликт как столкновение собственных интересов с интересами другого человека, становится понятно, что конфликт обнажает потребность в осознании проблемы. С помощью конфликта человек расставляет приоритеты и решает для себя, чем можно поступиться, а чем – нет.

Тренеры обсуждали с воспитанниками разные ситуации, которые могут приводить к неэффективной коммуникации или к конфликту.  Обнаружилось, что некоторые ребята переживают, что у них не было возможности отказаться от сеансов кинотерапии. Тренеры Ольга Сковычева и Алена Генералова увидели в ситуации прекрасную возможность обратить внимание на это напряжение и разобраться, где коммуникация была нарушена, получив обратную связь. У ребят спросили, почему на их взгляд произошло недопонимание и как ситуацию можно разрешить, соблюдая интересы всех сторон.

Это заставило всех присутствовавших на тренинге задуматься над собственными интересами и приоритетами, над обязательствами по отношению к другим, над способностью идти на компромиссы. Для тренеров было важно дать ребятам опыт противостояния давлению при сохранении собственного достоинства; снизить страх и ощущение опасности, которое приносит конфликтная ситуация. «Очень важно видеть в конфликте возможность для обсуждения и нахождения новых точек соприкосновения» – объясняли Ольга и Алена подопечным.

После активного обсуждения ребята смотрели фильм "Клуб Завтрак" режиссера Джона Хьюза. После просмотра тренеры обсуждали с ребятами стратегии взаимодействия героев друг с другом для выхода из ситуации, дальнейшую судьбу героев, и навыки героев, которые можно перенять.

Встреча закончилась викториной по результатам программы кинотерапии, тренеры вручали подарки победителям, а потом все вместе делились впечатлениями и советами будущим участникам проекта. А тренеры еще раз обратили внимание, что каждый из них - режиссер, создающий собственную жизнь.

Тема последней встречи была подобрана очень грамотно, так как задела всех участников тренинга и подтолкнула к обсуждению. Цель встречи была достигнута, а ребята отлично справились с формированием навыка ведения межличностной коммуникации.

 
Другие статьи...
Авторизация