Кинотренинг "Социальная адаптация"
О секретах успешной социальной адаптации...
1 апреля в ЦССВ "Каховские ромашки" прошел кинотренинг, посвященный секретам успешной социальной адаптации и навыкам развития благополучной жизни. Целью встречи было научиться создавать условия для развития навыков, полезных в построении карьеры и социальной жизни.
В тренинге приняли участие не мене 30 подростков в возрасте от 12-ти до 18-ти лет. Во время тренинга ребята работали в командах, разбирая различные жизненные ситуации и выясняли, как лучше реагировать на ситуации, представленные в фильмах.
Каждая команда получила карточки с жизненными ситуациями и училась их разрешать с помощью героев сказок. Команды вырабатывали инструкции по своей теме и делились друг с другом результатом. Ребята получили удовольствие, делясь своим опытом, и продумывая стратегии решения задач.
После командной работы участники пробовали определить свои профессиональные и личностные качества, чтобы найти пути достижения своей жизненной цели.
На предыдущей встрече мы ввели новую возможность для самих ребят: они могут выбирать фильм для следующего просмотра самостоятельно. Из предложенного списка ребята выбрали фильм "Королева из Катве" режиссера Миры Наир, рассказывающий о девушке, вышедшей из нищих районов Уганды. Благодаря своему учителю, девочка, обнаружившая талант к шахматам, загорается мечтой стать игроком мирового уровня, и играть на мировом первенстве за свою страну. После просмотра ребята делились эмоциями и обсуждали поступки героини фильма, которые они могли бы взять на вооружение.
Благодаря проведенному мероприятию ребята потренировались создавать условия для развития навыков, полезных в построении карьеры и социальной жизни.
Кинотренинг "Уверенность в себе"Дорогие друзья, 18 марта мы вновь встретились на киноклубе с воспитанниками ЦССВ "Каховские ромашки" И тема на этот раз была "Уверенность в себе, в собственных силах". В этот раз это была уникальная встреча, потому что мы наблюдали как заработала групповая динамика, работающая на тему встречи. Это проявлялось в том, что участники активно и порой демонстративно озвучивали свою позицию по тому или иному вопросу, показывали знания своих в прав и озвучивали свои возможности, опирались на них, оказывали сопротивление друг другу и даже ведущим тренерам, желая более независимо и самостоятельно участвовать в собственной жизни, в этом проекте, аргументируя почему и как. Позже мы посмотрели и обсудили фильм "Оседлавший кита" режиссера Ники Каро. В фильме у героини возникает чувство уверенности в себе, она обретает веру в себя, благодаря осознанию собственного предназначения в жизни и роли в племени. После фильма, ребята имели возможность высказаться и осознать как появляется уверенность в себе, кто и что может нам помочь на этом пути, и наоборот, что и кто может сильно ослабить или закалить. На этой встрече, у нас как у ведущих проекта, пришло осознание новых качественных психологических изменений у ребят и их уже большей готовности к социальной адаптации к жизни после выхода из детского дома. Фильм "Головоломка" и наши эмоцииНа первой киновстрече с подростками ЦССВ "Каховские ромашки" мы решили сразу поделиться эмоциями друг с другом:) Как ведущий я начала: " У меня прекрасное настроение, в выходные я всегда смотрю фильмы и сегодня тоже буду, потому честно признаюсь, я чувствую азарт и радость". Кто-то из ребят по смелее сказал: "Утро. Воскресение. А тут киноклуб, упражнения, нас все собрали, хочу спать, чувствую злость". Были и другие комментарии, но основные: радость, злость, грусть, страх - были названы и это было замечательно, потому что первая тема проекта - "Наши эмоции". Итак, начали мы отлично! Показав ребятам ролик из фильма "Клуб "Завтрак" (учитель с Джоном) мы начали угадывать какие эмоции персонажи испытывают, как их показывают и предъявляют, что собой представляет каждая из эмоций, где рождается, какие эмоции бывают, есть ли плохие и хорошие эмоции, важные и неважные, зачем они нам? Как они влияют на наше поведение, действия, мысли? Кто из эмоций у руля в ответственный момент вашей жизни? Все кто отвечал, идентифицируя свои или эмоции другого и делился важными замечаниями получал пазл из игры "Пазлы эмоций" - выиграл тот, кто набрал наибольшее количество пазлов. Награда - аплодисменты и признание группы. Была интерактивная часть, где воспитанники знакомились и практиковали свои эмоции. Ребята делились на 5 групп и получали карточки с ситуациями, где каждый участник знакомился с ситуацией и выбирал эмоцию, которую она у него вызывает. Потом менялся ситуациями и эмоциями с другими и наблюдал, как он отличаются и с чем схожи эмоции, на те же ситуации. После практических упражнений, был предложен фильм "Головоломка" и просьба обратить внимание на то, как рождаются эмоции в голове у девочки Райли и зачем Райли эмоции, чему или кому они служат? После мы обсудили общее впечатление от фильма, моменты которые впечатлили наиболее сильно, пришли к выводу, что все эмоции важны, их опасно подавлять, и всегда лучше искать место, человека и пространство, в котором ты можешь безопасно для себя и окружающих их проявить и выразить и отпустить. Что эмоции - призваны о нас заботиться, когда мы сами о себе забываем, это наши помощники, когда не хватает времени и сил, быть внимательным к себе и окружающим и, которые как градусник точно определяют что, что-то не так в организме и с нашим состоянием; это наши ресурсы, которые дают нам возможность ощутить радость и счастье. Кинотренинг "Эмпатия"Дорогие друзья, 4 марта мы встретились с воспитанниками ЦССВ "Каховские ромашки", чтобы обсудить тему "Эмпатия". Что такое эмпатия, как она помогает нам понимать окружающих и находить настоящих верных друзей, чем эмпатия отличается от симпатии. Для начала мы вспомнили и определили какие в целом бывают чувства и эмоции, попытались поиграть в распознавание чувств и эмоций на предложенных картинках и попытались с помощью игры "Крокодил" показать чувства, поделившись на 2 команды, где одна команда показывает чувства и эмоции, а другая команда пытается их угадать. Ребята так увлеченно играли в "чувства напоказ", что, когда в следующей игре "Контрабандисты" надо было наоборот, скрывать свои чувства, некоторым было довольно сложно. В целом, если во время проведения игр, у кого-то из участников возникали трудности определить эмоцию/чувства, или трудно было это показать, то со-ведущий тренер помогал понять, и изобразить эмоцию. Благодаря упражнению, в котором предлагаются предложения с пропущенной "эмоцией" в середине, а участники пробуют догадаться, что испытывает герой и из какого чувства он действует, ребята потренировались на распознавание чувств. Мы также обсудили как выражать сочувствие и рамках темы посмотрели фильм "Подтверждение", 2007 год. режиссера Курта Кенни, где герой очень хорошо демонстрирует умение выражать сочувствие и отлично владеет навыками эмпатии. Тренинг прошел весело и насыщенно, а также позволил исследовать тему и потренироваться ребятам, применив на практике свои навыки выражения сочувствия и эмпатии. Кинотренинг "Толерантность"Дорогие друзья! 25 февраля в рамках продолжения программы "Ну, ты и кадр" прошло мероприятие на тему "Толерантность как возможность". Мы проводили мероприятие с новым тренером и психологом Оксаной Орловой, которая учила нас тренировать умение терпимо и с уважением относиться к другим, различать понимание и принятие позиции другого. Начали с вопроса, зачем нужна толерантность, когда и как мы ее проявляем. Обсуждение позволило подросткам понять суть толерантности, необходимость уметь распознавать различие Другого от Себя самого и совершать переход от понятия «Чужой» к понятию «Другой». В качестве практики нам помогли игры: "Другими словами" и "Кельтская колесница". В первом упражнении ребята сначала постарались подобрать различные характеристики человека, но "другими словами", не обидными, а даже наоборот, ведь, если иначе посмотреть на человека, то можно выявить положительные стороны в характере любого. Например, обидная иногда фраза: "Ты - жадный", может быть более деликатной, когда звучит: "Ты -экономный", или "Ты осторожный" аккуратней выражает отношение к человеку, чем "Ты - трусливый". "Ты - очень активный" звучит бережней, чем "Ты - агрессивный" и т.д. Упражнение "Кельтская колесница" оказалось непростым для наших участников, но суть его заключается, в том, что по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света: Люди с Юга, Люди с Запада, Люди с Востока, Люди с Севера. Они разные и имеют как положительные, уникальные качества для людей с других сторон света, так и отрицательные, а участники игры делают презентации каждой группы людей и обсуждают без чего могут обойтись в жизни, а без каких характеристик и качеств нет. В ходе игры становится очевидным, что для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Далее мы посмотрели и обсудили мультфильм «Про Диму» 2016 режиссера Ришата Гильметдинова, который вызвал много эмоций и часть фильма "Класс", 2008 года, режиссера Лорана Конте, который меньше понравился участникам Киноклуба, но помог увидеть насколько трудности возраста французских подростков и российских схожи. Более того, некоторые ребята согласились, что коллектив преподавателей в школе и учащиеся в классе не так уж сильно отличаются по тому как они выстраивают взаимодействие между собой, но конечно, по словам одного участника: "Преподаватели это делают "поприличней". В целом Кинотренинг позволил ребятам осознать, что толерантность как умение терпимо и с уважением относиться к другим, понимать и принимать позиции другого творит чудеса во взаимотношениях и в мире. Выражаем отдельную благодарность Центру Толерантности в Москве и лично Анне Владимировне Макартчук за рекомендации и учебно-методическое пособие "Тренинги Толерантности". |